Фирма - это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.
Причины возникновения фирм:
- Фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
- В социально-экономическом отношении фирмы - это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.
- Фирма, совокупность взаимовыгодных контрактов, механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки, которые называются транзакции.
Для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших транзакционных издержек. Таким образом, фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.
Теории фирмы:
- Традиционная теория - объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
- Менеджеральная теория - определяет цель фирмы, максимизацию объема продаж и только потом доход. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалования и другие выплаты.
- Теория максимизации роста - основана на том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная.
- Внутренний рост - за счет концентрации производства и капитала;
- Внешний рост - основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.
- нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;
- выпуск акций;
- заемные средства, взятые у банка;
- слияние двух и более компаний;
- поглощение одной фирмы другой через скупку контрольного пакета акций.
- Теория множественности целей - главный упор делает на характер поведения высшего руководства фирмы. Поведения должно быть таковым, чтобы учитывались интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей.
Стратегия - это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждения курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Оборонительная стратегия фирмы - это вынужденное поведение фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его заменителя.
Наступательная стратегия предполагает активное обновление производства за счет нововведений освоения и заполнения рыночной ниши.
Целевые установки фирмы:
- увеличение объема продаж;
- достижение более высоких темпов роста;
- увеличение доли рынка;
- увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
- увеличение доходов на акцию фирмы;
- увеличение рыночной стоимости акции;
- изменение структуры капитала.
Реализация целевых установок фирмы стратегического порядка определяет конечной целью извлечение максимальной прибыли. Для реализации стратегии, фирма осуществляет анализ внешней и внутренней среды.
Анализ внешней среды - это:
- экономическая ситуация в стране;
- анализ отрасли;
- анализ рынка;
- анализ спроса;
- анализ ресурсов.
Анализ внутренней среды - это:
- оценка возможностей фирмы баланса рыночных запросов с реальными возможностями фирмы;
- обоснование производственной программы;
- поведение на рынке и принятие грамотных управленческих решений.
Пути роста:
Внутренние источники роста:
Внешние источники роста:
Менеджмент - это система принятия решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов.
Бизнес план - это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций.
Выбор показателей эффективности работы фирмы зависит от целей анализа, которые могут быть:
- Стратегические цели, которые определяют необходимость сравнить результаты деятельности данной фирмы с ее конкурентами.
- Тактические цели - руководство контролирует деятельность фирмы, определяя показатели эффективности функционирования отдельных подразделений или производства какого-либо вида продукции.
- Задачи планирования - это сопоставление выгодности использования различных ресурсов или различных их сочетаний за какой-либо период для определения возможных изменений в будущем.
- Прочие цели руководства - переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора, оценки влияния ожидаемых государственных ограничений и предпочтений.
Показатели эффективности фирмы:
- Рентабельность капитала
, где:
Pak - рентабельность активного капитала;
П - прибыль;
Ка - активный капитал. - Оборачиваемость капитала
, где:
N - количество оборотов за год;
Q - объем реализации продукции. - Издержки на единицу реализованной продукции
, где:
Ирп - издержки реализации продукции;
Ип - издержки производства. - Рентабельность
,где:
Р - норма прибыли;
П - прибыль;
К - капитал.
В 1978 году американский экономист Сайман за исследование поведения фирмы и создания теории "Удовлетворения" получил Нобелевскую премию. Согласно этой теории, фирмы стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимают усилий. Чтобы ее максимизировать. Значит цель фирмы - не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или норма прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.
Эволюционная теория фирмы характеризует рынки в меняющихся экономических условиях как организм и неадекватную реакцию на нее фирмы. В соответствии с этой информацией фирма и принимает решения, которые не позволяют получить максимально возможную прибыль.