Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации товара.
Виды конкуренции:
- Внутриотраслевая конкуренция- это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одного товара.
- Межотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды товаров.
Предметом конкуренции является эффективное вложение капитала, которое оценивается нормой прибыли:
, где:
P' - норма прибыли;
P - абсолютная прибыль;
K - капитал, приносящий эту прибыль. - Ценовая конкуренция - ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры:
- Цена "статья слива" - используется, когда на рынке появляется свободная ниша, т.е. возможность определить конкурентов в выпуске каких-то новых товаров.
- Цена внедрения - временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке.
- Цена лидера - существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать ценами, а следовать за ценой ведущей фирмы.
- Психологическая цена - это установление цены на уровне несколько ниже, чем круглая высокая цена.
- Неценовая конкуренция - это использование средств, не имеющих непосредственного отношения к цене: реклама, выставки, ярмарки, улучшение качества продукции и т.д.
- Добросовестная конкуренция - при такой конкуренции соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношения с партнерами.
- Недобросовестная конкуренция - это технический шпионаж, ложная реклама, подкуп и переманивание специалистов, использование чужого товарного знака.
- Совершенная конкуренция - ее черты:
- большое количество мелких продавцов и покупателей (только мелкие производители);
- продаваемый продукт однороден у всех производителей;
- невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи;
- полная свобода выхода на рынок и ухода с него.