В данном случае объектом управления будет являться бюджетный процесс, а основными его участниками будут бюджетополучатели, бюджетораспорядители, местные органы исполнительной власти и финансовые органы.
Для автоматизации бюджетного процесса в РФ создается автоматизированная информационная система управления, предусматривающая взаимодействия бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного.
Системы управления первого уровня решают задачи по одной и той же методике, из одного и того же набора и по одним и тем же техническим методам.
Чем выше в бюджетной системе стоит учреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых ими задач. На первом бюджетном уровне могут находиться бюджетные учреждения совершенно разного профиля.
Более того бюджеты различных уровней по Российскому законодательству являются независимыми относительно друг друга.
В общем виде структуру бюджетной системы РФ можно изобразить следующим образом:
Федеральный бюджет РФ формируется для осуществления общегосударственных мероприятий, выполняемых государственными органами.
Через федеральный бюджет происходит процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и создание национального дохода страны. На федеральный бюджет возложено финансирование федеральных органов власти, местного самоуправления, обеспечение безопасности и обороноспособности государства, финансирования науки, образования и федеральных целевых программ.
В бюджетном процессе федерального уровня принято выделять следующие комплексы задач, решаемых с помощью информационных технологий:
- Сводное финансовое планирование на уровне государства в целом и на уровне территорий.
Решение этой задачи обеспечивается разработкой системы финансовых планов, увязанных с балансами материальных и трудовых ресурсов, построенных как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Перспективный финансовый план строится на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета на мобилизации доходов и финансирования расходных статей. - Со сводным финансовым планированием тесно связана вторая задача. Бюджетное прогнозирование, которое на основе сложившихся тенденций и конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок, предусматривает разработку и обоснование оптимальных направлений развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используются экономико-математические методы, такие как: метод экстраполяции, метод наименьших квадратов, метод экспертных оценок.
- Разработка федерального бюджета РФ - разрабатывается Министерством Финансов РФ, в частности ее подразделением "Федеральная служба финансово-бюджетного надзора" по поручению РФ.
Федеральные службы и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, содержащей прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса (система национальных счетов), нормативы финансовых затрат, планы развития государственного и муниципального секторов экономики и долгосрочные целевые программы. - Исполнение федерального бюджета начинается после его утверждения органами представительной власти и президентом.
В финансовых органах разрабатывается организационный план мероприятий, в котором четко определяются задачи подразделений по исполнению федерального бюджета. При этом на основании показателей бюджета делается разноска доходов и расходов, которая утверждается органами исполнительной власти. - Контроль за целевым использованием бюджетных средств. Осуществление этого контроля предусматривает использование различных форм бюджетной отчетности, в которой отражаются доходы, расходы, дефицит бюджета, а также наиболее крупные операции.
Все это находит отражение в специальной системе учета, организованной Министерством Финансов РФ. Финансовые органы на основе первичной бюджетной отчетности формируют консолидированную отчетность, которую представляют правительству РФ в установленные сроки. После утверждения этих отчетов в Министерстве Финансов, они публикуются в открытой печати.