Чтобы нормы морали превратились в правовую нормы, это правило поведения должно быть обличено в юридическую форму. Это преобразование происходит в результате правотворческой деятельности государства. Внешние формы выражения правотворческой деятельности могут рассматриваться источниками права.
Источниками права являются:
I. общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Россией
II. законы
III. подзаконные акты
IV. договор РФ с ее субъектами
I. Это те фундаментальные положения международного права, которые признаны почти всеми цивилизованными странами. Это те положения, отступать от которых не следует. Например, сохранение суверенитета, невмешательство во внутреннюю деятельность других государств, соблюдение основных прав и свобод человека, соблюдение территориальной целостности других государств. Международных договоров РФ более 1000. Они в системе права имеют главенствующее значение (это закреплено в законе (1995 г.), также это указано в ст. 15 конституции РФ).
II. Законы РФ делятся на группы:
1. Основной закон - конституция РФ и конституции республик, входящих в состав
федерации
2. Федеральные конституционные законы
3. Федеральные законы
4. Законы субъектов РФ
1. Конституция - основополагающие принципы; она определяет форму государства,
закрепляет основные права и свободы граждан, закрепляет разделение властей и
т.д.
2. Это законы, вносящие изменения и дополнения в саму конституцию (она была
принята в 1993 г.) (пример стабильной конституции - конституция США, имеет
очень мало поправок); закон о референдуме, о правительстве РФ, о конституционном суде, об изменении конституционно-правового статуса субъектов РФ - это
конституционные законы. У них сложная процедура принятия (требуется не менее
2/3 положительно проголосовавших от общего числа депутатов)
3. Они делятся на кодификационные и текущие (простые). Кодификационные -
основные начала или основы какой-либо отрасли законодательства. Кодексы -
закон кодификационного характера, в нем объединены на основе единых принципов
нормы, детально регулирующие область общественных отношений одного вида.
Например, гражданский кодекс, уголовный, трудовой. Текущие законы содержат
нормы менее значимые, посвященные более узкой области отношений.
4. Принимаются законодательными органами этих субъектов. Они не могут противоречить федеральным законам в тех же областях.
Порядок принятие законов. В наше время инициаторами являются некоторые органы, обладающие правом законодательной инициативы. Это президент, депутаты
Гос.Думы, Совет Федерации, Правительство РФ, а так же судебные органы (арбитражный суд, конституционный), но в пределах их сферы деятельности. Закон вносится на рассмотрение в Федеральное Собрание, которое направляет его в комитеты, дается заключение о необходимости закона, экономических последствиях. Если комитет закон подготовил, то он вносится на рассмотрение в ГД; если утвердили, то в СОВЕТ федерации и на подпись к президенту. Вводится в действие закон с момента, указанного в нем самом (если жто не указано, то через 7 или через 10 дней после его опубликования). Прекращает свое действие: или в срок, указанный в нем, или при введении нового закона, регулирующего те же отношения (сейчас перед этим издается указ о недействии старых законов).
Источником права может явиться и судебный президент (когда-то принятое судебное решение может явиться основой для принятия решения сейчас).
Обратная сила законов. Законы обратной силы не имеют. Может иметь только законы, смягчающие или отменяющие уголовную или административную ответственность [наступившую в момент действия старых законов].