Охрана труда является составной частью трудового законодательства. Но в последние годы она выделилась в самостоятельную отрасль права. По статистике, ежегодно на производстве погибает 15 тыс. человек, более 600 тыс. получают травмы и проф.заболевания. Поэтому решение проблемы охраны труда имеет большое гуманное, социальное и экономическое значение. Исходя из этого, государством принимаются меры по решению проблемы охрана труда.
1948 г. - принята декларация прав человека. Ст. 23: каждый человек имеет право на благоприятные условия труда и защиту от безработицы.
На основе этой декларации 22.11.1991 в РФ была принята декларация прав и свобод человека и гражданина: каждый человек имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
КЗОТ 71 г. содержал главу "Охрана труда", в 93 г. был принят спец. закон "Основы законодательства РФ об охране труда" (т.е. этот вопрос выделился в самостоятельную отрасль). Июль 99 г. - принят закон об охране трцда в РФ. Т.е. сейчас несколько законов действуют параллельно. Но в них есть разночтения => проблема.
Сейчас рассматриваются проекты нового трудового кодекса. В нем вопросы охраны труда представлены более широко.
Исходя из значимости этих вопросов, разработаны некоторые законодательные проекты.
Общие принципы охраны труда. В основах законодательства об охране труда в преамбуле: основы законодательства об охране труда устанавливают гарантии осуществления [прав] на охрану труда и обеспечивают единый порядок отношений в области охраны тру- да между работниками и работодателями на любых предприятиях. Закреплено само понятие охраны труда - ОХРАНА ТРУДА - система правовых, организационных, социально-экономических, технических, медико-профилактических предприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья человека в процессе труда.
Источниками законодательства об охране труда являются: законы, упомянутые
выше; другие законы, в которых затрагиваются в той или иной степени проблемы,
связанные с охраной труда (гражданский кодекс, административный кодекс
и т.п.); ряд нормативных актов:
- государственные стандарты; действует ССБТ (система стандартов безопасности
труда)
- санитарные норма
- строительные нормы и правила (СНиП)
- правила безопасности (могут разрабатываться как по отдельным работам, так и
по целым отраслям)
- и т.д.
В законодательстве об охране труда закреплены основные направления государственной политики в этой области.
// Идея законодательства об охране труда: государство возлагает обязанность
обеспечения здоровых и безопасных условий труда на работодателя при сохранении роли государства в области управления охраной труда//
Основные принципы (государственной политики):
- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению
к результатам производственной деятельности
- установление единых нормативных требований по охране труда на предприятиях
любых форм собественности и ведомственной подчиненности
- государственное управление деятельности в области охраны труда, включая
государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных актов об
охране труда
- гарантируется осуществление общественного контроля за соблюдением здоровых
и безопасных условий труда
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых
и безопасных условий труда и применение экономических санкций в целях
соблюдения предприятиями и работниками нормативных актов по охране труда
- обеспечение работников спец. одеждой, спец. обувью, средствами индивидуальной защиты и т.п. за счет средств работодателя
- обязательность расследования всех несчастных случаев на производстве
- установление компенсаций и льгот за тяжелые работы, за работы с вредными
или опасными условиями труда
- подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях
- информирование работников об уровне опасности, риска
- возмещение ущерба пострадавшему на производстве
Законодательством закреплены гарантии права работника на охрану труда (право на рабочее место, защищенное от вредных воздействий и т.п.), право работника на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности (данное право установлено в 93 г.)
На тяжелых работах и работах со средними или опасными условиями труда запрещается применение женщин детородного возраста, лиц до 21 года и лиц, которым эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. При обнаружении признаков проф. заболеваний и т.п. работодатель обязан перевести работника на другую работу с сохранением среднего заработка и рабочего места на этом же предприятии.
Законодательством сформулированы основные обязанности работодателей
- должны обеспечить контроль за состоянием условий труда (существуют требования к микроклимату, к освещению, к шуму, вибрации, ультразвуку, к уровню
излучения и т.п.) Это делается путем аттестации рабочих мест и помещений на соответсвие основным санитарно-гигиеническим требованиям. Действует государственная экспертиза условий труда
- [должны обеспечивать следственную защиту (бесплатно)]
- [должны обеспечивать планирование и финансирование улучшений условий труда]
- должны организовывать расследование несчастных случаев на предприятии
- должны организовывать обучение (на работах повышенной опасности) и
инструктаж по охране труда
Законодательством предусмотрена ответственность руководителей предприятий или виновных должностных лиц. Могут быть: дисциплинарные воздействия; административные взыскания (штрафы до 100 МРОТ); уголовная ответственность (за те нарушения, которые повлекли за собой причинение телесных повреждений - до двух лет; в случае смерти по причинам несоблюдения норм охраны труда - до пяти лет); меры материального воздействия, связанные с возмещением ущерба.