Основные области использования теории спроса и предложения, эластичности:
- анализ поведения потребителя;
- определение ценовой политики фирмы;
- определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыли;
- разработка структуры налогообложения;
- прогнозирование изменений в доходах потребителей и продавцов из-за изменения цены продукта.
Особенно наглядно это при формировании налоговой политики государства.
Введение фиксированного налога на единицу продукции равносильно смещению кривой предложения вверх. Сумма налога распределяется между производителями и потребителями, а также включает избыточное налоговое бремя, которое представляет чистые потери для общества.
Эластичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают потребители, а какую производители. В случае, если эластичность спроса превышает эластичность предложения, большую часть налога выплачивают производители и наоборот.
Налог на товар обычно уменьшает благосостояние как покупателей, так и производителей. Величина сокращения излишков потребителей и производителей обычно превышает налоговые поступления. Уменьшение общего излишка, а также налоговых поступлений - называются безвозвратными потерями в результате введения налога. Покупатели сокращают потребление, а продавцы - производство. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем выше безвозвратные потери.