В условиях рыночных отношений использование маркетинга становится не только желанным, но и объективно необходимым, поскольку он указывает предприятиям пути и средства эффективной деятельности, ориентированной на потребителя.
Маркетинг используется в различных сферах и областях жизнедеятельности, поэтому можно выделить несколько его видов в зависимости от классификационного признака.
По области применения
- Маркетинг товаров народного потребления
- Маркетинг товаров производственного назначения
- Маркетинг услуг
По целям организации
- Маркетинг, ориентированный на продукт
- Маркетинг, ориентированный на потребителя
По характеру получения прибыли
- Коммерческий маркетинг
- Некоммерческий маркетинг
По стратегии охвата рынка
- Массовый (недифференцированный) маркетинг - вид маркетинга, который характеризуется массовыми производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей
- Дифференцированный маркетинг - характеризуется производством и маркетингом нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей, однако рассчитанных на разные их вкусы
- Целевой маркетинг - характеризуется тем, что осуществляется производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для определенных рыночных сегментов
По периоду упреждения событий
- Тактический маркетинг
- Стратегический маркетинг
По состоянию спроса
- Конверсионный маркетинг - вид маркетинга, задачей которого является изменение отрицательного отношения потребителей к какому-то продукту путем переделки продукта, снижение цены и более эффективного его продвижения (табачные изделия)
- Стимулирующий маркетинг - задача отыскание способов увязки присущих продукту выгод с потребностями и интересами потенциальных потребителей, чтобы изменить их безразличное отношение к продукту (безвредные сигареты, экономичные автомобили)
- Развивающий маркетинг - используется в условиях скрытого, потенциального спроса, задачей которого является оценка размера рынка и разработка эффективных продуктов, способных превратить спрос в реальный
- Ремаркетинг - вид маркетинга, задачей которого является восстановление спроса в случае его падения на основе творческого переосмысления ранее использовавшегося маркетингового подхода (низкокалорийные продукты)
- Синхромаркетинг - задача которого является поиск способов сглаживания колебаний спроса с помощью гибких цен, методов продвижения товаров
- Поддерживающий маркетинг - в условиях полноценного спроса поддерживать существующий уровень спроса с учетом изменения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции
- Демаркетинг - вид маркетинга, применяемый в условиях чрезмерного спроса, задачей которого является изыскание способов временного и постоянного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений, например спекуляции
- Противодействующий маркетинг - убеждение людей отказаться от потребления вредных продуктов путем резкого повышения цен, ограничения их доступности в сочетании с дискредитирующей информацией