Личность - это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его свойства и качества.
В менеджменте личность человека, ее сущность рассматривают с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива, оказывающих существенное влияние на деятельность всего предприятия.
На формирование личности влияет как внутреннее окружение (семья), так и внешнее окружение (социально-экономические отношения).
Уровень развития личности характеризует такие качества как интеллектуальное развитие, силу воли, духовное богатство, материально-нравственную чистоту, физическое совершенство. Свойства человека, приобретенные им от природы и генетически наследуемые развиваются в последствие под воздействием внутренних и внешних условий жизни.
Сущность личности предстает перед нами как совокупность мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных качеств в процессе жизнедеятельности. Менеджеру нужно обращать внимание на те стороны, которые могут оказать влияние на его качества.
Для нормального развития личности общество должно быть стабильным. Личность обладает мышлением и способностями.
Мышление - это высший продукт особым образом организованной материи мозга. Мышление личности с позиции практического менеджмента возникает в процессе производственной деятельности людей и связанной с процессом труда, его развитием, а также способностью познания и отражения того, что его окружает.
Способность - это психические свойства личности, обуславливающие его поведение и являющиеся основой его жизнедеятельности. Способности означают его пригодность для выполнения определенной профессиональной деятельности.
Способности в менеджменте:
- конструктивные (исполнительные);
- интерсоциальные (управленчесские).
Характер - это индивидуальная, отличительная, своеобразная особенность поведения человека к окружающей действительности.
Поведение человека в семье, кругу друзей, на работе, не в знакомой обстановке определяется динамикой личности и типом темперамента.
Темперамент - это характеристика человека со стороны его динамических особенностей и психологической деятельности: темп, ритм, интенсивность психологических процессов и состояний.
Типы темпераментов по Канту:
- Сангвиник (живость, быстрота, возбудимость, легкая смена эмоций. Напр. Георгий Жуков);
- Холерик (быстродействие, быстро возникающие чувства, которые ярко выражаются в жестах, речи, мимики. Напр. Суворов);
- Меланхолик (склонный к депрессиям, грусти, подавленности и относительно незначительным выражением своих чувств. Напр. Павел I);
- Флегматик (медлительный, спокойный, со слабым проявлением чувств, граничащим с безразличием. Напр. Кутузов).
Свойства личности | Типы темперамента | |||
Сангвиник | Холерик | Меланхолик | Флегматик | |
Эмоции | Слабые, кратковрем. | Сильные, кратковрем. | Сильные, длительные | Слабые, длительные |
Самооценка | Реальная | Завышенная | Средняя | Заниженная |
Коммуни- кабельность | Умеренная | Высокая | Ниже средней | Низкая |
Отношение к нововведениям | Приемлемое, положительное | Положительное | Приимуществ. | Безразличное |
Отношение к порученному делу | Ответственное | Поверхностное | Формальное | Равнодушное |
Поведение в сложной ситуации | Расчетливое | Непредсказ. | Рассеянное | Хладнокровное |
Результативность труда | Высокая | Средняя | Умеренная | Средняя |
Отношение к критике | Спокойное | Агрессивное | Обидчивое | Безразличное |
Подверженность влиянию | Слабое | Умеренное | Высокое | Слабое |
Существует несколько видов и форм проявление поведения при одинаковых внешних условиях:
- Работники с повышенной активностью: общительность, активность, предприимчивость (организаторы, лица склонные к самосозерцанию);
- Скрытые, аутичные - с трудом входят в коллектив (конструкторы, эксперты);
- Сотрудники с неустойчивым настроением (перепады активности и работоспособности);
- Работники не критически оценивающие свои возможности поведения (демонстративные), приспосабливаются к обстоятельствам, любят манипулировать действиями своих коллег (реклама, либо работа в представительных органах, где постоянно происходят презентации);
- Деспотивные (спорят), эгоистичные - не терпимы к критике, упрямо, иногда безосновательно доказывают свою правоту;
- Пунктуальные и педантичные - высокая образованность, глубокие знания, свойственны сомнения, стремление к совершенствованию;
- Люди несамостоятельные, приспособленцы - становятся заместителями руководителей, несобранны, мягкие, уступают чужим требованиям, склонные заглаживать разногласия;
- Работники без твердых принципов и не развитым чувством долга, легкомысленно относятся к поручениями, мягкие, тактичные в общении (подходят для простого общения с посетителями).
Ценности, которые играют большую роль в бизнесе:
- Гордость за свою организацию;
- Получение нормальной прибыли;
- Достижение поставленных целей;
- Чувство коллективизма;
- Планирование всех видов работ;
- Совершенствование профессионализма;
- Приверженность к нововведениям;
- Лояльность к клиентам и заказчикам;
- Отношение к коммерческой тайне, отношение к взяткам, отношение к налогообложению, к законодательству и т.д.
Положительные | Отрицательные |
Благодарность | Неблагодарность |
Бескорыстие | Воровство |
Доброжелательность | Зависть |
Искренность | Подозрительность |
Коллективизм | Индивидуализм |
Покорность | Недисциплинированность |
Трудолюбие | Лень |
Широта кругозора | Узость взглядов |