Стратегический прогноз - это система аргументированных представлений о направлении развития и будущем организации и ее окружения.
Основой прогнозов может служить:
- специальное обследование;
- математический (вероятностный) анализ;
- анализ временных рядов;
- мозговая атака;
- сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.
Этапы прогнозов:
- Анализ совокупности процессов, которые происходят в организации и ее окружении;
- Выявление узловых проблем;
- Формирование представления о будущем организации и условиях ее достижения.
Методы прогнозирования:
- Метод экстраполяции. Экстраполяция - проекция в будущее, автоматическое перемещение существующих в прошлом тенденций развития организации.
- Метод экспертных оценок - это сопоставление мнений специалистов соотвествующих сфер деятельности.
- Матричный метод
Существующие товары Новые товары Существующие рынки Базовый прогноз Вероятностный прогноз второго порядка Новые рынки Вероятностный прогноз первого порядка Вероятностный прогноз третьего порядка (самый опасные квадрант) - Метод сценария, предполагающий подробное описание последовательных событий с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта управления или возможным последствиям сделанного выбора.
Прогнозы бывают: оптимулистическими, реалистическими, пессимистическими.
Современные методики стратегического анализа основываются на построении двумерных матриц (портфельные), которые применяются для обобщения множества различных данных о развитии фирмы и среды.
Данные показатели:
- характеристика товара;
- целевые рынки;
- технические возможности;
- конкурентоспособность;
- все о внешней и внутренней среде.
SWOT-анализ и SWOT-матрица:
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | Получение максимальной отдачи | Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов |
Слабые стороны | Использование возможности для предложения | Укрепление потенциала для предотвращения внешней опасности |
Матрица БКГ (Бостонской консультационной группы) - использует показатель роста спроса с основными конкурентами.
- Растущие продукты, находящиеся на стадии внедрения. Высокий спрос, растущая незначительная доля рынка. Для увеличения необходимы новые инвестиции (риски). Наблюдается потребление наличности.
- Доля рынка и темпы рынка высокие, что обеспечивает накопление наличности. Для укрепления и расширения позиций требуются дополнительные ресурсы.
- Высоко прибыльные продукты. Низкий спрос, но значительная доля рынка.
- Бесперспективная. Низкий спрос и малая доля рынка (стадия свертывания).
Матрица МакКинси (базируется на БКГ)
Привлекательность рынка | Конкурентные преимущества | ||
Высокие | Средние | Низкие | |
Высокая | Инвестирование и рост | - | Зарабатывать и защищаться |
Средняя | - | Зарабатывать и защищаться | - |
Низкая | Зарабатывать и защищаться | - | Снимать урожая и защищаться (неблагоприятная) |