Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях. Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х вопросов:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная функции философии.
Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.
Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов познания.
Философия познания имеет 2-а аспекта:
1) вопросы познаваемости мира;
2) познание самого знания
Гносеология - знание о знании.
Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.
Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом процессе познанного и непознанного.
Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие границ в познании.
Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам, которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций, ощущений.
Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для философских учений, провозгласивших философию - нравственной деятельностью.
В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия людей, направленные на нравственность.
Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.
Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.
Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:
1.положительные и отрицательные;
2.нормативные и предписывающие, оценочные;
3.материальные и духовные
В аксиологии ценность - целевая и нормативная категория, выражающая все то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.
Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности.
Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные отношения сущностно влияют на ценности.
Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования.
В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.
Мировоззрение - это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.
Уровни мировоззрения:
- жизненно-практический (обыденный);
- теоретический (интеллектуальный)
Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.
Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий быта, национальность.
В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира.
В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.
Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.
Знания в мировоззрении - вся совокупность о мире и человеке.
Оценки - выражают отношение людей к миру и самим себе.
Ценностные ориентации - формируют идеалы.
Идеал - всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными).
Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция.
Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о методологической функции.
Методология - учение о методе.
Метод - вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и субъективное.
Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и деятельности.
Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам деятельности.
Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.
Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать никому своей воли.
Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс знания мира и человека.
Категории диалектики - универсальные понятия и они в каждом методе способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика выступает в качестве любой конкретной науки.
В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.