Разнообразие филос. проблем и способов их решения поставило перед историей философии типологию философских учений, в основе которой лежат содержание и временные принципы.
Типология: по содержательному принципу
1. в зависимости от решения основного вопроса философии, рассматриваемого сущность мира и человека, сформулированы 2 направления:
1) материальное
2) идеальное
Каждое из которых представлено своими школами, имеющие собственные истоки и традиции.
2. отношение мыслителей к основным формам и видам познания (чувственное и рациональное, разумное и рассудочное).
1) сенсуализм ("сенсунс" - чувство, ощущение, настаивают на чувствах и ощущениях в процессе познания)
2) рационализм ("рацион" - разум, чувственные знания не отвергают, но рассматривают их как несовершенные и неспособные постичь сущность вещей)
3. расходится по линии противостояния
1) иррационализм (ограничение и отрицание роли разума в процессе познания, приоритет внерациональным формам психики, мистике, интуиции, откровению, сверхчувственному или созерцательному, исходит из абсурдности и аллогичности самого бытия, которое невозможно ни обосновать, ни объяснить)
2) рационализм
4. по методу познания
1) диалектический (темп движению задает внешняя сила, нет готовых вещей, есть процессы)
2) метафизический (дает однозначное, завершенное изображение мира в готовых сложившихся понятиях, источник развития внутри)
Кроме 4 основных критериев типологизации существуют более мелкие, как религиозно-диалектические и атеистические (по отношению к религии), так и сциентические и антисциентические (по отношению к науке).
По временному принципу типологизация происходит из самой сути процесса философского творчества. В данном случае вводится новое понятие "исторический тип философствования", который объединяет не единомышленников, а современников, т.е. философов разных взглядов и направлений. Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философии и свой характерный тип философствования. В античности - созерцательный, социально-психологический тип философа, оправдано отделением умственного труда от физического. Умственный труд имел абстрактно-духовный смысл, высшей ценностью считалось безмятежность, невозмутимость духа. Главная роль философа в том, чтобы объяснить уже произошедшие события. Умозрительный ориентирован на иррациональный и сверхрациональный источник познания (интуицию и откровение). Характерен для религиозной и религиозно-мыслительной философии (поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс конца 19 начала 20 века). Цель философа - выход за пределы чувственного восприятия, нахождение связи между верой и знанием, религией и наукой. Марксистская философия представляет деятельностный тип философствования. Цель которого - изменение мира, конкретными субъектами социального действия являются народные массы и рабочий класс. Новейший социально-экологический тип философствования связан с учением Федорова о регулятивной природе, идеями Вернадского о ноосфере и теоретическим учением Римского клуба, цель которых - сохранение мира.