Ключевые понятия: материя, движение, пространство, время.
Материя - это все, что нас окружает (и мы сами в том числе).
Материя - это субстанция, т.е. это то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом.
Фалес однажды сделал великое умозрительное заключение: "все происходит из воды и в воду обращается". "Великое", поскольку это было около 2000 лет назад, когда не умели плавить металл, не знали о многих базовых законах физики и т.д.
Все мудрецы (философы) того времени искали некую праматерию. Так развивалась идеалистическая картина мира.
Но Демокрит считал, что все многообразие мира - это различные соединения различных веществ (атомы соединяются "крючками", которые сейчас называют валентностью). В некотором смысле, за 2.5 тыс. лет мы не намного ушли в развитии от Демокрита, который вопреки убеждениям идеалистов в том, что "бытие есть, а небытия - нет", утверждал, что "небытие тоже есть!"
В действительности существуют только атомы и пустота. Без пустоты ничто не может совершаться => так развивалось материальное понимание мира. И так было до рубежа XIX-XX вв. Возникла неевклидова геометрия, произошло открытие электрона, который обладает свойствами и волны, и частицы (противоречие Аристотелю: не может вещество быть одним и другим одновременно); физика становится математической; формулы описывают материю: "она исчезает, а формулы остаются!".
Весть старый философский материализм базировался на ньютоновской физике, и вдруг обнаружили, что существуют физические реальности, не обладающие массой, например, поле. Но нельзя ко всему подходить антропоцентристски (т.е. с точки зрения человека): например, если говорить о проницаемости стен, то надо иметь в виду, что через стены волны проходят, а человек - необязательно. Т.о. философский материализм поколебался вслед за тем, как поколебался физический материализм.
Материя - это объект реальности, который был, есть и останется. А любые конкретный свойства могут быть или не быть. Например, в теории относительности мы наблюдаем замедление скорости, уменьшение длины, массы до нуля и т.п. => возник кризис физики. Тогда появились разные концепции, например, энергетизма (остается только энергия).
Атомистическая теория Демокрита: в действительности существуют только атомы и пустота (ничто, небытие), остальное - только в наших мыслях. Без небытия невозможно бытие.
Вся природа - результат соединения различных атомов. Если пустоты нет - весь мир заполнен атомами под завязку => он не может меняться => нужна пустота. Существует ли такой мир? (это тоже открытый вопрос)
С точки зрения субъективного идеализма - ощущения нам врут, и я не знаю не только каков мир, но и существует ли он?
В.И.Ленин в своей книге громил эмпириокритицизм.
Эмпириокритицизм возносит концепцию комплексов ощущений, всю философию сводит к епископу Беркли, который, по Ленину, отрицал существование материального мира.
Увы, в книге было допущено две неаккуратности:
1. критика Канта
2. утверждение, что весь эмпириокритицизм отрицает существование объективного
мира.
Но как мог верующий человек (епископ Беркли) отрицать существование мира? Но оказалось, что Беркли ничего подобного не писал: "Я не сомневаюсь в существовании мира, мы отрицает материю"
Существует ли только единичное или еще и общее? Не сомневаются, что существует конкретный стул, конкретный тигр. А существует ли тигр вообще?
Есть наука, считающая, что существует только единичное, общее - абстрактно. Можно ли потрогать общего человека? А может ли во Вселенной существовать единичный И.И.Иванов? Кроме Бога, ничего единичного нет. ([ну и общего, вообще-то, тоже]). Любая машина устаревает, любой человек устареет - его надо отправить в лучшем случае на пенсию, в худшем - на свалку.
Общее более устойчиво. Растения остаются, какой бы вид не погиб и т.п.
Тоже и материя. Это предельное общее. Неживая природа, живая, общество - все сводится к изменяющимся процессам => мы не соглашаемся с епископом Беркли. Просто нельзя вот так вот взять общее.
О материи
Примерно 100 лет назад еще считали, что любой материальный объект обладает
массой, сейчас обнаружили еще и поле. Материя - то, что существует до, вне и
независимо от нашего знания. Объективно существует.