(6-5 век до н.э. - 6-7 век н.э.) 529 год - император Юстиниан закрывает последние языческие школы.
Социально политические условия:
- Рост демократических институтов.
- Демократический рост и развитие городов.
- Существование городов - полисов.
- Отсутствие священства, священно служителей, касты жрецов.
Факторы, связанные с развитием искусства:
- Понятие целостности мира и человека как части этого мира.
- Идея гармонии и всеобщих законов мира.
- Появляются идеи причинно-следственной связи.
- Появляются проблемы свободы и судьбы, проблема личности.
- Идея веры. Источник - религия.
Факторы связанные с религией:
- Официальная религия:
- Идея о божественном предопределении (все зависит от Бога)
- Задача человека - следовать своей судьбе.
- Неофициальная религия:
- Идея бессмертия души.
- Идея реинкорнации.
- Идея противоположности души и тела.
Периодизация:
- Натурфилософский этап (главная проблема - проблема устройства космоса, природы, вселенной).
- Гуманистический этап (проблема человека).
- Классический (или этап большого синтеза).
- Этап эллинистических школ (проблема человеческого счастья и смысла жизни).
- Религиозный этап (связан с переходом от язычества к христианству, попытка оформить языческую религиозную мысль).
- Зарождение христианства.
Характерные черты:
- цель познания - истина сама по себе.
- многообразие философских систем, начало основных философских направлений.
- нерасчлененность основных философских направлений.
- сходство философских текстов с мифологическими художественными произведениями.
- формирование основных принципов философского мышления.
- человек рассматривается как нравственное существо и как гражданин.